Спасение в хижине рыбака

Категория: Русский оперный театр XIX века

Изгнанник ищет спасения в хижине рыбака, в то время как туда приходят его враги. Конечно, подобных ситуаций в мелодрамах и балетах той поры немало; богата ими и старая «опера спасения». Но балеты Дидло резко отличаются от них психологической действенностью, поэтической окрыленностью, гражданственностью. Конечно, в распоряжении Дидло, как и любого другого балетмейстера, не было музыки такого уровня, какую написал Глинка. Но не будь Дидло с его пантомимно-хореографическими сценами празднеств и драматических столкновений, в которых танцы выполняли не только дивертисментную, но и действенную функцию (вспомним II действие «Рауля де Креки» и «Венгерской хижины» и многие другие балеты), может быть, сама мысль о симфонически-хореографическом решении целого действия не приобрела бы у Глинки такой отчетливости. «Иван Сусанин» вобрал, обобщил и переосмыслил опыт русского музыкального театра и во многом предопределил путь грядущего развития русской оперы.

Подобно тому, как трактовка хора у Глинки в значительной степени обусловила воплощение народных сцен в будущих операх Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, принципы композиции (антитеза двух враждебных лагерей), развитые симфонически-танцевальные картины, музыкальная характеристика отдельных героев, как бы вычленяющаяся из обобщенной, сыграли огромную роль в судьбах русской оперы. Идет ли речь о польских сценах в «Борисе Годунове», пронизанных танцевальными ритмами; о величаво-скорбных интонациях монологов Щелкалова, Шакловитого («Спит стрелецкое гнездо») и Досифея - перед нами пример плодотворной опоры на глинкинские принципы.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:33

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 18 января
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • Реформация в других странах Европы. Католическая реформация
  • 1 июня
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту