Стороны народной физиономики

Категория: Русский оперный театр XIX века

Изображены целые стороны народной физиономики, тут представлены массы народные с такой стороны и в таких формах, как их не затрагивала до тех пор еще ничья музыка... весь его (Глинки. Л. Г.) талант, все его вдохновение, все его музыкальные силы присутствовали в создании сцен и хоров народных. Склад своих речитативов, мелодий, гармоний, ритмов Глинка основал здесь на своеобразных оборотах русской песни и речи». Стасов прав, утверждая, что масса, община - центральный герой оперы. Сусанин - плоть от плоти, кость от кости народа. Почти не цитируя народных песен, Глинка использовал принципы народного песнетворчества и исполнительства.

Намечая построение одной из сцен I действия оперы, композитор писал: «Сусанин поет вроде запевалы, и слова его вкратце повторяются сперва мужчинами, а потом женщинами, еще сокращеннее». Перед нами, казалось бы, известный по многим хоровым и оперным произведениям прием, исходящий из практики народного исполнительства. Однако Глинка так видоизменил это сочетание запева с хором, широко примененное, например, Верстовским в «Пане Твардовском» и «Аскольдовой могиле», что едва ли кому-нибудь придет в голову мысль сопоставлять рассказ Собинина с повествованием Торопки Голована. Музыкально-драматургические принципы Глинки ведут в будущее. Точно так же мысль о хореографической драматургии II действия оперы связана не с традицией опер-балетов XVII-XVIII веков или произведений современных французских композиторов (Обера, например), а с практикой русского балета той поры, ставившего и решавшего действенные задачи. Нельзя не сопоставить, например, сцену появления поляков в избе Сусанина с приходом вражеских солдат в дом старого Фридриха в балете «Венгерская хижина» Дидло. Хитрость, с помощью которой крестьяне пытаются отвлечь подозрение врагов от скрывающегося изгнанника (Рогоцкого), невольно подсказывает по аналогии соответствующую сцену в опере. В другом балете Дидло - «Рауль де Креки», столь же прославленном, как и «Венгерская хижина», перед нами сходная ситуация.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:32

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • Живопись, музыка, архитектура в XIX — начале XX в.
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 11 ноября
  • 19 июля
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту