Диалог с поляками

Категория: Русский оперный театр XIX века

Простоты, свободы от риторики он добивался и от либреттиста. «Сей номер (диалог с поляками.- А. Г.) прошу убедительнейше сократить по возможности (т. е. сделать кратким.- А. Г.) и роль Сусанина вообще написать как можно проще, ибо сила уже необходимо должна произойти от самого положения». Замечание это превосходно. В эпоху, когда в театре царствовали надутая патетика и пустая риторика (вспомним хотя бы Кукольника), требование возможной простоты свидетельствовало о принципиальной противоположности эстетики Глинки и официозного искусства. Сжатость (краткость), сила, естественность и простота - таковы принципы драматургии Глинки.

Во время работы над «Иваном Сусаниным» композитор познакомился с Кукольником, которого ему представили «как лучшего в тогдашнее время нашего драматического писателя. Он готов был писать для меня, но уехал в Москву, откуда прислал образчик сцены, из которого я увидел, что нельзя было заочно работать, в особенности потому, что большая часть музыки была готова и нужно было под нее подделываться. С другой стороны, барон Розен ретиво приступил к делу, и из уважения к В. А. Жуковскому мне нельзя было избегнуть его содействия». Кукольник, утвердивший свое владычество в русском театре в качестве выразителя идей самодержавия, православия и народности, естественно, почувствовал в Сусанине свою тему и предъявил на нее права. По-видимому, он неохотно отступил от участия в создании либретто, а впоследствии сочинил вставную сцену у посада. Едва ли сотрудничество Глинки и Кукольника могло оказаться успешным. Упоенный славой и взысканный царской милостью драматург не согласился бы подчиниться начинающему композитору и приноравливать стихи к уже сочиненной музыке. Вероятно, для такой работы и нужен был усидчивый ремесленник, наподобие Розена.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:27

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 20 сентября
  • 3 января
  • 19 августа
  • 28 декабря
  • 23 января
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту