Сцена в лесу

Категория: Русский оперный театр XIX века

Разумеется, и в первоначальной версии должна была найти место сцена в лесу - центральная для замысла. По убедительному предположению В. Цротопопова, под «польской сценой» следует понимать именно картину в лесу. К сожалению, написанный Глинкой сценарий прерывается на III действии. Когда именно «картина» или «оратория» приобрела оперный характер, мы не знаем. Во всяком случае, сценарий отражает этот последний этап. Здесь «Иван Сусанин» охарактеризован как «отечественная героико-трагическая опера в 5 действиях или частях». Композитор подчеркивает внутреннюю значительность, гражданственность, патриотизм главного героя, чей характер определяется как «важный», возможно, не без отрицательного намека на водевильные черты его тезки в опере Кавоса.

Уже в плане I действия Сусанин «является с пасмурным челом», упрекая Антониду и ее подруг в том, что «они веселятся, когда отечество стонет от иноплеменных». Глинку не смущает то, что его герой может показаться резонером; он докажет-своей гибелью любовь к отчизне. Сусанину намеревался Глинка поручить рассказ о «главнейших событиях тогдашнего времени: вторжение поляков, ужасы войны и пр.». Но композитор намечает и другие черты героя - семьянина, отца. Встреча с врагами должна была выявить ум, находчивость Сусанина, душевное благородство. Сусанин «с негодованием отказывается» от предложения пришельцев провести их к царю, он «остается неустрашимым» при всех угрозах, но затем, опасаясь, что враги найдут другого проводника, «решает жертвовать собою для спасения царя и отечества»; прямодушная гордость сменяется вынужденным притворством. Глинка разработал в плане эту сцену с большим драматическим искусством и естественностью.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:27

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 3 сентября
  • 11 января
  • 8 июля
  • 26 марта
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту