Жертвы за спасение царя

Категория: Русский оперный театр XIX века

Согласно желанию Николая, герой должен быть изображен коленопреклоненным, молящимся о том, «чтобы всевышний подкрепил его... в принесении жертвы за спасение царя, надежды отечества». Формула эта текстуально близка к предсмертному монологу героя оперы Глинки. В сообщении министерства внутренних дел сказано: «Между подвигами, украшающими... вступление на престол... царствующего ныне дома государей, нельзя не заметить и яркого отблеска воли простолюдина, который в жертву спасения священной особы царя с усердием принес свою голову, показал пример того самоотвержения, которым да будут воодушевлены и все наши потомки». Созерцанием памятника «мы и поколение наше должны укреплять наследственную преданность престолу». Объявленная в 1834 году подписка на памятник Сусанину, в которой «предоставлено участвовать всем сословиям России добровольными приношениями», должна была укрепить веру в неколебимую верность и преданность народа царю. В 1838 году Николай I приказал ограничиться общим памятником Михаилу Романову и Сусанину по проекту скульптора В. Демут-Малиновского.

На высокой колонне стоит бюст Михаила; коленопреклоненный Сусанин устремил взор ввысь. В рескрипте Николая I сказано, что памятник воздвигнут «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина спасение жизни новоизбранного русскою землею царя, через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного рабства и порабощения». Так была официально закреплена трактовка событий: «Спасение жизни... царя... православной веры... и русского царства».

Опубликовано: 5-03-2013, 00:23

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 26 марта
  • 25 марта
  • 14 сентября
  • 10 ноября
  • 24 августа
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту