Отрицательный отзыв

Категория: Русский оперный театр XIX века

Спасает государство не Минин, а князь Пожарский. Эта пьеса пришлась Николаю I по душе, и современники помнили, как горько искупал свой неосторожный отрицательный отзыв о ней Н. Полевой. Официальный успех драмы Кукольника, поставленной в то время, когда Глинка задумывал оперу на под-сказанный Жуковским сюжет, казалось, определял путь его разработки. Однако, вопреки явно оказанному на него давлению, Глинка пошел иной дорогой, хотя либретто Розена отвечало всем требованиям царя.

И все же вопрос о соотношении музыки и текста более сложен, чем это представляется обычно: приставленный к композитору автор текста извратил идейный замысел оперы, придав ей монархический характер. Конечно, масштабы таланта Глинки и либреттиста, их идейные и творческие позиции, роль и значение в истории русской культуры несопоставимы. Но Розен не действовал самостоятельно. Он лишь перенес в либретто канонизированную царем версию подвига Сусанина. Имя последнего приобрело значение официального символа верности и преданности народа законному государю.

В октябре 1834 года Николай I, совершавший поездку по России, посетил Кострому и Ипатьевский монастырь, где в 1612 году представители земского собора встретились с Михаилом Романовым. «Кроме знаменитой обители, государь нашел здесь и другой, столь же знаменитый памятник. Это потомство героя Сусанина...» «спасителя всего для России драгоценнейшего...». «Северная пчела» и другие сообщали о милостях, которые император «излил на потомство героя». Тогда же костромские дворяне «изъявили желание» (на самом деле эта была воля царя) поставить памятник Михаилу Романову, а Николай приказал воздвигнуть и монумент Сусанину на площади, тогда же, в 1834 году, названной Сусанинской.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:22

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 26 марта
  • 3 марта
  • 14 июля
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 24 августа
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту