Интермедия Зотова

Категория: Русский оперный театр XIX века

Уже при рождении оперы не могли не сказаться влияния и прогрессивного, и реакционного лагерей, патриотические концепции и официозное истолкование проблемы народности. Но Глинка не был бы Глинкой, если бы между его концепцией и стихами Розена не заключалось качественного различия. В опере восторжествовало прогрессивное начало, ибо, вопреки заглавию «Жизнь за царя», Сусанин отдает свою жизнь за отчизну, русское государство. Но в опере (прежде всего в тексте) выразились и другие тенденции. С первых дней царствования Николай I стремился использовать искусство в своих целях.

Никогда дотоле, даже в годы победы над Наполеоном, со сцены не раздавалось столько славословий дому Романовых, как при Николае I. Первой ласточкой была интермедия Р. Зотова «Возвращение Пожарского в свое поместье» (1826). Пьеса должна была показать, с каким воодушевлением Россия приняла известие о восшествии на престол Михаила Романова, принесенное Пожарским. «Весь народ, в исступлении радостных чувств своих, бросается к нему», восклицая:

Ликуйте, россы восхищены! Романов доблестный - ваш царь! ...Народ весь за царя: Воскликнем все: Ура! Ура!

Интермедия Зотова - только предвестница лавины пьес, хронологически обращенных к смутному времени, но полных «применений» к новой эпохе. Пьесы Н. Кукольника, самого влиятельного представителя казенно-патриотического искусства, направлены против исторической и художественной концепции мятежной трагедии Пушкина «Борис Годунов». Для Кукольника ненавистна стихия восстания и гнева народного. Драматург стремился внушить зрителю мысль о том, что русский народ, жил одной надеждой - победить крамолу и увидеть на престоле царя, и непременно из рода Романовых.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:19

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Русская культура во второй половине XIX — начале XX в.
  • 12 октября
  • 12 мая
  • 20 сентября
  • 3 марта
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту