Мысль об «Иване Сусанине»

Категория: Русский оперный театр XIX века

Как известно, мысль об «Иване Сусанине» подал Жуковский. Конечно, композитор был знаком с оперой Шаховского-Кавоса и с одноименной думой Рылеева. Замысел увлек его. Глинка писал: «Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в [ней] много оригинального, характерно русского». Имел ли здесь Глинка в виду думу Рылеева, или обстоятельства гибели Сусанина, важно то, что его внимание сосредоточилось на подвиге и смерти героя.

Водевильно легковесная разработка сюжета в опере Шаховского, несмотря на достоинства музыки Кавоса (хоры), вступала в противоречие с патетикой исторических событий, а «счастливая» развязка (спасение Сусанина) перечеркивала идею подвига. В своей трактовке темы Глинка сближался с концепцией Рылеева. «Иван Сусанин» Шаховского-Кавоса мог представлять для него только негативный интерес.

Произведение Глинки создавалось под воздействием различных факторов; сюжет давал возможность и гражданственно- патриотической и монархической трактовки. Вопрос заключался в том, что выдвинуть на первый план: идею верности отчизне и готовности отдать за нее жизнь или только прославление преданности царю? Искусство 30-х годов (да и позднейшей эпохи) не властно было отделить или противопоставить понятия - Россия и царь, но оно могло выделить одну из частей этой формулы. Для Глинки Россия, отчизна, народ на первом месте, однако ему пришлось пойти на известные уступки по отношению к либретто: идейное содержание оперы для царя и его окружения определялось не музыкой, а текстом. Цензура не дозволила бы произведения, в котором Сусанин умирал за свободу России, а не за Михаила Романова.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:18

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 26 марта
  • 26 мая
  • 6 сентября
  • 3 сентября
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту