Вариации на тему оперы Вейгля

Категория: Русский оперный театр XIX века

Конечно, Глинка не дал исчерпывающего перечня известных ему опер, и восполнить его мы можем только гипотетически. Композитор упоминает в «Записках», что в репертуар крепостного оркестра его дяди входили увертюры к операм «Моя тетка Аврора» Буальдьё, «Лодоиска» Крейцера, «Два слепых» Мегюля. В Петербурге он познакомился в четырехручном переложении с оперными увертюрами Керубини, Мегюля, Моцарта, Ригини, Спонтини, Паэра и Россини. «Все это мы довольно опрятно играли и потешали наших знакомых. Я не пропускал случая быть где-либо на концерте, и всякий раз, когда только было возможно, возили меня к П. И. Юшкову, где ежедневно играли и пели». В 1822 году Глинка сочинил вариации на тему оперы Вейгля «Швейцарское семейство». Во время приезда в Новоспасское (1823) композитор разучил с оркестром увертюры к операм «Медея», «Португальская гостиница», «Фа-ниска», «Лодоиска», «Водовоз» Керубини, «Иосиф», «Мнимое сокровище» («Поддельный клад»), «Разгневанный» Мегюля, «Дон-Жуан», «Волшебная флейта», «Титово милосердие», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Фиделио» Бетховена.

Трудно предположить, что, слушая (или исполняя) увертюры, Глинка, при его страстной любви к театру, не пытался узнать оперу целиком. На петербургской сцене исполнялись «Водовоз», «Медея», «Фаниска» Керубини, «Лодоиска» Крейцера, «Дон-Жуан», «Титово милосердие» Моцарта, «Весталка» Спонтини, оперы Мегюля, Буальдьё, Вейгля (в том числе «Швейцарское семейство»). Кроме русской оперной труппы, в Петербурге давала спектакли и немецкая, в репертуаре которой был, в частности, «Фиделио», а в 20-х годах - итальянская. Занимаясь с Мейером, Глинка, по его словам, изучал произведения Моцарта, Керубини, Бетховена. Мы знаем, что в любительских спектаклях он исполнял партии Антонио в финале I действия «Водовоза» в 1824 году (I, 88) и донны Анны в интродукции «Дон-Жуана» в 1827 году. Тогда же Глинка участвовал в хореографическом дивертисменте, поставленном балетмейстером Огюстом. Пению молодой композитор обучался у итальянского певца Беллоли, танцам - у Гольца. По свидетельству современников, Глинка обладал замечательным актерским талантом.

Опубликовано: 5-03-2013, 00:08

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 1 июня
  • Развитие русской культуры в первой половине XIX в.
  • 18 августа
  • 1 марта
  • 11 января
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту