Революция Мэйдзи в Японии
В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.
Содержание
Преобразования в Японии
Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей.
Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823—1829. Кацусик о Хокусай (1760—1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии
Кризис сегуната Токугава
В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.
Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.
Феодальная Япония, которая вскоре исчезнет
В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.
При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?
Формирование антисегунской оппозиции
В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья — высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.
Насильственное «открытие» Японии и его последствия
В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия.
Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.
Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.
Свержение сегуната
Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.
Коммадор американской эскадры Перри встречается с представителями японского императора
Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи.
Муцухито (1852—1912) — первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи
Реформы 1868–1873 годов
Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868— 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.
Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы — префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства — самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными.
Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков.
Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая — бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер.
Фотография воина-самурая
Реформы 1868—1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.
Японская вежливость
Японцы, даже мои друзья, не говорят — нет, этого не допускают их традиции,— и когда надо сказать — нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927)
На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964)
Одна из основных черт японского национального характера — вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев.
Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811—1813 гг., отмечал в своих «Записках»:
«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».
И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми».
Первый российский консул в Японии
Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814—1872). Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).
Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.