Художественная литература в XIX — начале XX века

Передовые люди Европы с восторгом восприняли лозунг французской революции «Свобода, равенство и братство». Многие услышали в нем музыку революции и были преисполнены лучезарных надежд. Но вскоре наступило горькое разочарование. Красивые лозунги были извращены и заменены революционной тиранией. Яростное кровопролитие сначала затопило Францию, затем и Европу. Царство разума и справедливости не утвердилось. Старый феодальный мир рухнул окончательно, и возник мир вполне буржуазный, в котором мерилом всего стали деньги. Соприкосновение искусства с этим миром в XIX в. родило новую литературу и два ее основных направления — романтическое и реалистическое. Господствующим в первой трети XIX в. было романтическое направление.

Романтизм

Романтики были разными. Одни решительно звали вернуться назад, к прошлому, приукрашивая его. Другие, наоборот, отвергали существующую действительность во имя лучшего и более гармоничного будущего. Несмотря на это, у всех романтиков было много общего. Они отказались прославлять разум, как это было у просветителей. Они стремились воздействовать прежде всего на чувства. Их герои — мятежные и одинокие — противостоят враждебной среде, действуют, как правило, в необыкновенных ситуациях и местах. Внутренний мир романтических героев сложен и противоречив. Они повинуются безудержным стихийным порывам.

Лидером французского романтизма был Виктор Гюго (1802—1885). У него рано обнаружились литературные способности. Уже в 15 лет он стал известен как талантливый поэт. Гений Виктора Гюго проявился в различных жанрах — не только в поэзии, но и в прозе, драматургии, публицистике. Его трудолюбие неисчерпаемо. Полное собрание сочинений Гюго насчитывает 90 томов. Подобно Гёте в Германии, он был чем-то вроде полубога во французской литературе.

В. Гюго
В. Гюго

Большинство людей с возрастом становятся более умеренными, консервативными и даже реакционными. У Виктора Гюго произошло противоположное. В начале своей жизни он был сторонником монархии. Со временем его политические взгляды изменились, он превратился в республиканца. В 1871 г. Гюго поддержал Парижскую Коммуну, правда, назвал борьбу пролетариата против реакционного правительства Тьера братоубийственной.

Всемирное признание Виктору Гюго принесли такие романы, как «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Поэзии Гюго присущ дар вестничества, предсказания. Вдумайтесь, например, в эти пророческие строки, написанные задолго до начала XX в.:

"Ждет будущее нас! И вот, крутясь и воя,
Сметая королей, несется гул прибоя. 
Труба сигнальная народы соберет — 
И в путь! Он сумрачен и страшен. Огневые 
Несутся армии сквозь бури мировые."

Английский романтизм

Английский романтизм начала XIX в. представляют три гениальных поэта — Байрон, Шелли и Ките. Они подняли английскую поэзию на высоту, на которую она не поднималась со времен Шекспира и Мильтона. Все трое жили в одно время и умерли друг за другом в течение трех лет.

Джордж Гордон Байрон (1788—1824) — величайший романтик, носитель гениального поэтического дарования. Он родился в обедневшей аристократической семье, получил элитарное образование. В десятилетнем возрасте унаследовал титул лорда, богатство и родовой замок. Жгучее стремление к славе и власти сыграло в его жизни разрушительную роль.

Байрон в одежде греческого повстанца
Байрон в одежде греческого повстанца

Поэтическая слава пришла к Байрону в юности. Его превозносило высшее английское общество. Но вскоре этому обществу пришелся не по нраву бунтарский дух поэта, его выступления в парламенте в защиту луддитов и интересов ирландского народа. Имя Байрона стало синонимом отрицания и борьбы. Отвергнутый обществом, он обрек себя на добровольное изгнание, принял участие в освободительной борьбе итальянского и греческого народов. Когда он умер, в Греции был объявлен национальный траур. Английское правительство не разрешило похоронить поэта в Вестминстерском аббатстве.

Как и Байрон, Перси Биш Шелли (1792—1822) происходил из аристократической семьи. Подобно ему, порвал со своей средой. Будучи студентом Оксфордского университета, молодой Шелли написал стихотворение, в котором есть такие строки:

"Короли, ничто не вечно,
Кроме пламенной любви,
Ваша власть не бесконечна,
Как все люди, смертны вы."

За свои антимонархические настроения поэт был исключен из университета. От него отвернулись близкие и родные. Правительство объявило поэту настоящую войну. И Шелли, подобно Байрону, покидает Англию. Погиб поэт в результате несчастного случая. «Сердце сердец» — такая подпись высечена на надгробном памятнике в Риме, где похоронен поэт. И действительно, поэзию Шелли характеризует светоносное, жизнеутверждающее начало. Он мечтает о том прекрасном мире, «где не будет рас, племен и классов».

Джон Ките (1795—1821) — великий английский лирик. Вырос в небогатой семье. Всю жизнь боролся с жестокой нуждой и неблагоприятными обстоятельствами. Творческий путь Китса длился всего пять-шесть лет. Он умер на чужбине в возрасте 26 лет. Несмотря на это, им были созданы удивительные шедевры лирической поэзии. При жизни он был мало кому известен. Сегодня же его творчество пользуется огромной популярностью не только у него на родине, но и во всем мире.

Поэзия Китса удивительна. Она на грани двух миров: бытия и небытия, сна и яви, дня и ночи. Поэт обладал двойным зрением. В отличие от многих он видел и воображал. Ему удавалось

"В мире жизнью жить двойной 
— И небесной и земной."

Увиденное он передавал с помощью особой звукозаписи и особого ритма. Его поэзия легка, бесплотна, умиротворяюще действует на душу. Может быть, поэтому ее так трудно переводить. В его поэзию не просто войти, но еще труднее вырваться из ее волшебных объятий. Это все равно, что с небес спуститься на землю.

Поэт почти растворяется в окружающем мире, он не боится потревожить даже «звездный сон»:

"Ночь нисходит, тайн полна,
Загорается луна...
Растворите, звезды, уши!
Слушай, полный месяц! Слушай,
Свод небесный! Вам спою
Колыбельную мою."

А вот строки, подкупающие своей великой простотой:

"Здесь незаметно бегут вечера.
Налево гора,
Направо гора,
Река и речной песок.
Можно сесть
И со сливками съесть
Теплого хлеба кусок."

Поэт приглашает людей подняться на вершины, с которых он видит то, что не видят другие. Любопытно, какое настроение у его современников, поглощенных житейскими заботами, могли вызвать строки стихотворения «Мечта»:

"Отпусти мечту в полет,
Радость дома не живет; 
Как снежинки, наслажденья
Тают от прикосновенья, 
Лопаются — посмотри,— 
Как под ливнем пузыри! 
Пусть мечта твоя летает, 
Где желает, как желает, 
Лишь на пользу не глядит — 
Польза радости вредит."

При этом надо помнить, что поэзию Китса, как и других поэтов, везде и повсюду читали немногие. Поэзия являлась монополией состоятельных людей. Искусству не было места в хижине бедняка.

У Китса есть строки, волнующие своей тайной. Кто знает, о чем хотел сказать поэт словами, высеченными на его надгробном камне? Попробуйте объяснить их: «Здесь лежит тот, чье имя начертано на воде».

Может быть, эпитафия — лучшее, что создано великим лириком Англии. Сегодня трудно представить, что такого поэта ожесточенно травили в английской прессе и, в конце концов, заставили покинуть родину.

Современником великих английских романтиков был Вальтер Скотт (1771 —1832). Он вошел в мировую литературу как создатель исторического романа. Всего в этом жанре им написано около 30 книг, в которых действуют более 2 тыс. лиц. В его произведениях отражены события средневековой истории Англии и Европы. Он был первым романистом, кто изобразил Роба Роя или Робина Гуда. Лучший роман В. Скотта — «Айвенго». Им до сих пор зачитываются и взрослые и дети.

Немецкий романтизм

Ярчайшую страницу в историю немецкого романтизма вписал Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822). Он был человеком разносторонних дарований. В его жизни и творчестве большое место занимала музыка. Гофман был не только хорошим музыкантом, но и композитором, сочинял оперы, симфонии и романсы, писал о музыке и музыкантах. Реальная жизнь отталкивала его. И он нашел убежище в мире неукротимой фантазии, создал сказочно-романтическое царство. Некоторые из его новелл и сказок — любимое чтение детей и юношества. По мотивам сочинений Гофмана написаны выдающиеся музыкальные произведения. 

Вершиной немецкой литературы XIX в. было творчество Генриха Гейне (1797—1856). Родители хотели сделать из него предпринимателя и финансиста, или, как они выражались, «денежную империю». Но юноша не пошел по стопам своих родственников. Он стал великим поэтом. Его сборник «Книга песен» принадлежит к лучшим образцам мировой лирики. Многие чудесные стихи о любви переложены на музыку. Кто не знает известного романса «Хотел бы в единое слово». Лучшим произведением поэтической лирики Гейне является поэма «Германия. Зимняя сказка».

Польская литература

В первой трети XIX в. общеевропейскую известность приобретает польская литература. Это произошло благодаря выдающемуся поэту Адаму Мицкевичу (1798—1855), близкому по духу Байрону и Пушкину. Мицкевич родился на белорусской земле, недалеко от Новогрудка. Белорусские народные песни, легенды и верования, природа Новогрудчины отражены в таких замечательных балладах, как «Свитязь», «Свитязянка», «Холмик Марыли». В основу знаменитой поэтической повести «Дзяды» положен белорусский народный обряд поминовения мертвых. Самое известное произведение Мицкевича «Пан Тадеуш» было признано со временем польской национальной эпопеей. Одновременно поэма — гимн новогрудской земле, которую поэт по исторической традиции называет Литвой.

Отчизна милая, Литва! Ты как здоровье,
Тот дорожит тобой, как собственною кровью,
Кто потерял тебя...

Поэзия великого польского поэта всегда была близка белорусам. Его начали переводить на белорусский язык еще в XIX в. Среди переводчиков были В. Дунин-Марцинкевич, Я. Купала, М. Танк, В. Короткевич, Я. Семяжон, Р. Бородулин и др.

Реализм

Реализм. В 40-х гг. XIX в. в европейской литературе и искусстве формируется новое направление — реализм. Реалисты, как и романтики, критиковали сложившееся после французской буржуазной революции общество. Но критиковали по-разному. У романтиков критика часто принимала характер бунта и ухода от действительности. Они сосредоточивали внимание на изображении внутреннего мира своего героя и, как правило, ставили его в условия, которые не имели ничего общего с реальным миром.

Реалисты же рассматривали жизнь такой, какой она была в действительности, во всей обнаженности, не скрывая ее уродливых сторон. Герой действовал в конкретных исторических и жизненных обстоятельствах, в определенном месте и среде. Реалисты стремились к правдивому изображению жизни. Их произведения познавательны. По ним можно изучать историю Европы XIX в.

Между романтизмом и реализмом нет непреодолимой стены. Разделение на романтиков и реалистов во многом условно. Это два пути осмысления жизни и места человека в ней. Для романтиков так же характерно реалистическое изображение отдельных сторон жизни, как для реалистов — возвышенное и романтическое.

Основным жанром реалистического направления в литературе стал роман. Это было зеркало, которое, по мнению Стендаля, отражало то лазурное небо, то грязные лужи. Выдающиеся писатели-романисты XIX в.— Стендаль, Бальзак и Диккенс.

Стендаль (1783—1842) — классик мировой литературы XIX в. Его настоящее имя Анри Мари Бейль. Он был очень талантлив. Писал, не заботясь о форме, по выражению Бальзака, как птицы поют. Свой знаменитый роман «Пармская обитель» написал за 53 дня. Из многих произведений писателя мировую славу ему принесли несколько романов. В их числе — роман «Красное и черное». При жизни Стендаль не пользовался популярностью. Слава пришла на рубеже двух столетий.

В противоположность Стендалю другой великий французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) испил чашу славы еще при жизни. Бальзак и сейчас остается самым читаемым писателем в мире. Однако его творческий путь начинался непросто. В 1819 г. молодой человек, корпевший в нотариальной конторе, вдруг решил стать писателем. Для этого у него не было ни малейшего призвания. Он даже не представлял, о чем будет писать. Но были поистине страстное желание и титаническое трудолюбие. На протяжении десяти лет Бальзак строчил один за другим бульварные романы. И в конце концов, он сделал себя писателем. Всемирную славу ему принесла серия романов под общим названием «Человеческая комедия». Бальзак восполнил то, что упустили историки. Он написал историю нравов французского общества. Из его произведений можно узнать о Франции больше, чем из трудов историков и экономистов того времени.

Английский писатель Чарльз Диккенс (1812—1870) начал с того, что в 1836 г. написал один из самых смешных и веселых романов в мировой литературе — «Посмертные записки Пиквикского клуба».

Вот образец неиссякаемой веселости одного из героев романа: «В путь, так в путь, как сказал попугай, когда кошка потащила его из клетки за хвост». Другой герой советует своему сыну никогда не жениться: «Но если вы, мой сын, почувствуете когда-либо расположение жениться, то отравитесь прежде всего, мой мальчик, отравитесь, мой сын, и вы впоследствии об этом не пожалеете».

Ч. Диккенс на публичном чтении. В молодости он работал на фабрике, испытал на себе все тяготы этой жизни.
Ч. Диккенс на публичном чтении. В молодости он работал на фабрике, испытал на себе все тяготы этой жизни

В своих последующих произведениях Диккенс, по его словам, обратился к изображению «безбрежного моря человеческих страданий». Таковы романы «Приключения Оливера Твиста» и «Жизнь и приключения Николаса Никльби», в которых описаны нравы, царившие в английских школах для бедных детей.

Тревожные предчувствия

В 80-е гг. XIX в. в Европе вошло в употребление понятие декаданс (упадок). Оно распространилось почти на все сферы искусства и свидетельствовало о кризисе европейской культуры. Но культура — это зеркало общества. И кризис прежде всего переживало само европейское общество. Оно медленно, но неотвратимо приближалось к мировой войне.

Тревожными предчувствиями были охвачены различные слои населения в «верхах», да и среди интеллигенции распространялись всевозможные суеверия. Многие увлекались «таинственными» явлениями, прислушивались к предсказаниям различного рода «магов», хиромантов и ясновидящих. Некоторые поэты чуть ли не с гордостью называли себя декадентами, т. е. людьми упадка. Сеансы спиритизма (вызывания духов) стали обычным явлением в аристократических салонах и гостиных европейской интеллигенции.

Во французской поэзии второй половины XIX в. появилась группа талантливых поэтов, обладавших гениальными способностями предвидения: Бодлер, Рембо, Верлен и др. Многое из того, чему стали свидетелями люди XX в., было предугадано ими. Этих поэтов можно назвать предсказателями грозящих людям бед и катастроф. Во Франции их называли «проклятыми поэтами».

Стихи Шарля Бодлера (1821—1867) были откровенны и вызывающи. В них — ощущение трагичности мира, неприглядное лицо жизни. Порождением этой жизни и стали его стихи, т. е. «цветы зла». Именно так называется единственный поэтический сборник поэта. К кому обращается поэт в своей молитве? К Богу? Нет, к сатане. Именно в этом трагедия Бодлера и мира, породившего его поэзию.

Пророчествует и гениальный Артюр Рембо (1854—1891), оказавший огромное влияние на всю французскую поэзию XX в.

"Я знаю рвущееся небо и глубины...
И зори трепетнее стаи голубиной,
И то, что не дано увидеть никому."

В своих озарениях он видит «расцвет грядущих сил», тихо дремлющий в «ночах бездонных». Гениальная способность не помогла поэту предсказать, сколь долго будет длиться ночь.

«Король поэтов», Поль Верлен (1844—1896) — человек удивительно чуткой и нежной души. Жестокость разгрома коммунаров потрясла его, погрузила в тоску и безысходность. Он не принимает

"Железа и людей скрежещущий хаос,—
Громадный омнибус, меж четырех колес 
... асфальт испорченный; по краю
Потоки грязные; — и это путь мой к раю!"

Поэт недоумевает, но свято верит во всеочищающую музыку поэзии. 

Ощущением надвигающихся революционных потрясений и мировой войны дышит поэзия Гийома Аполлинера (1880— 1918). Предки поэта — Костровицкие были родом из Беларуси, из-под Новогрудка. Они были соседями Мицкевичей. Духовная связь со славянским миром играла определенную роль в жизни и творчестве Аполлинера.

Трагическими предчувствиями наполнены произведения Аполлинера, созданные за два года до начала первой мировой войны. Поэт ощущает приближение грозы. Он пишет о «Солнце с перерезанным горлом», предсказывает гибель трех великих империй:

"Сохрани меня, память грядущих людей!
Век, в который я жил, был концом королей.
Умирали в молчаньи печальном они,
И величье венчало их скорбные дни."

В то же время Гийом Аполлинер удивительно тонкий лирик. Во время войны, на которой поэт был ранен, он мечтает о будущем. Стихотворение так и называется «Грядущее»:

"Поднимем солому,
Посмотрим на снег, 
Письма напишем,
Ждать будем приказа.
Набьем наши трубки, 
Припомним любимых, 
Поставим винтовки,
Посмотрим на розу."

Через двадцать с лишним лет сыны Европы получат новый приказ — на новую, еще более страшную войну.

Одним из самых талантливых и противоречивых художников слова на рубеже двух столетий был Редьярд Киплинг (1865—1936). Первым из англичан он удостоился в 1907 г. Нобелевской премии по литературе. Киплинг воспевал силу и мужество английского солдата, его подвиги во имя Британской империи, в пределах которой никогда не заходило солнце.

Он не только оправдывает английскую колониальную политику, но и отстаивает идею превосходства белой расы. Пишет о «бремени белого человека» — спасителя цивилизации:

"Неси это гордое бремя —
Родных сыновей пошли На службу тебе подвластным
Народам на край земли — На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей, Наполовину бесов,
Наполовину людей."

Но был и другой Киплинг, которого любят и знают дети всего мира. Его сборники «Книга джунглей» и «Просто так сказки» сделали имя писателя бессмертным.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.