В 1865 году родился знаменитый русский меценат и покровитель искусств Алексей Бахрушин.
Алексей Александрович выделял средства и на создание отечественного воздушного флота, и на различные медицинские эксперименты, но главное дело его жизни – коллекционирование предметов и атрибутов, связанных с театром и его историей. За свою благотворительную деятельность и помощь государству он получил чин действительного статского советника и звание почетного гражданина Москвы.
Литературно-театральный музей Императорской Академии наук - под таким названием в 1894 году в Замоскворечье был открыт музей, который сегодня мы именуем Бахрушинским, по имени его создателя. Этот музей существует и поныне и по объемам фондов считается крупнейшим в мире.
А начиналось все так. Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Бахрушина Куприянов стал хвастать собранными им разного рода театральными реликвиями – афишами, фотографиями, случайными сувенирами, купленными у антикваров, и т.д. На Бахрушина однако все эти разномастные приобретения впечатления не произвели. Чтобы собрание имело ценность, сказал он, надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие.
Куприянов вспылил, принялся расхваливать свои «сокровища», Бахрушин тоже раскипятился. Слово за слово...
– Да я и за месяц больше твоего соберу! - объявил Алексей Александрович.
Оскорбленный кузен предложил пари. Оно было заключено при многочисленных свидетелях и в положенный срок выиграно. Так слепой случай (а может быть, само провидение?) натолкнул юного Бахрушина на главное дело всей его жизни.
Опыт коллекционирования к тому времени у него был совсем небольшой. Пробовал собирать японские вещи, потом всё, что имело отношение к Наполеону. Но это была лишь дань моде, преходящая, случайная. Теперь же было затронуто самолюбие, не хотелось оказаться побежденным в споре.
Бахрушин ринулся к букинистам, антикварам, каждое воскресенье ездил на Сухаревку. Там его ждали удивительные находки.
С годами коллекционирование превратилось в страсть – Алексей Александрович думал только о своем собрании, только о нем мог говорить. Знакомые удивлялись, посмеивались над его чудачеством, пожимали плечами – ну кто мог тогда вообразить, что «театральная чепуха», усердно собираемая Бахрушиным, станет ценнейшим подспорьем для изучения истории отечественного и зарубежного театра?
Кто мог, например, предположить, что пристрастие Бахрушина к балетным туфелькам (сколько по этому поводу отпускалось острот!) даст в будущем возможность наглядно проследить, как развивалась техника балета. Тонкие туфельки Фанни Эльслер и Марии Тальони плотно облегали ножку балерины в начале XIX века и делали ее танец подлинно воздушным. Потом в туфельке появился пробочный носок – он помогал балеринам проделывать сложнейшие танцевальные движения. Начало XX века принесло удивительное новшество – стальной носок, позволивший довести технику балета до предельного совершенства.
Коллекция росла и росла. Дом разбухал от вещей, книг, бумаг. В 1913 году отец отдал в распоряжение Алексея Александровича бывший королёвский особняк, но и тот вскоре был доверху забит реликвиями. Бахрушин постоянно перебирал, раскладывал свои сокровища, сортировал их по отделам: театральный, музыкальных инструментов, композиторов, литературный, этнографический и т.д.
«Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», – эти слова Бахрушин произнес в памятный для него день - 25 ноября 1913 года, когда его коллекция была передана Российской Академии наук.
После революции Алексей Александрович не покинул родину. Он и представить себе не мог разлуки со своим созданием, делом всей своей жизни. Большевики сохранили Театральный музей, и с 1918 года он стал носить имя Бахрушина, своего основателя и заведующего. Таким образом Бахрушин стал одним из очень немногих московских меценатов, чья деятельность – в том же, что и до революции, качестве – продолжалась и при Советской власти. Пожизненный директор – на этом посту он оставался до последнего часа, а скончался Алексей Александрович в 1919 году.