20 октября

Категория: Октябрь

20 октября В 1880 году распахнул двери для первых зрителей Московский цирк на Цветном бульваре - один из старейших в России.
Он пережил мировые войны, революции, развернутое строительство социализма и перестройку! Его зрителями были сановные вельможи Российской империи и царственные особы советской власти, именитые купцы и ударники первых пятилеток, господский люд и Герои Социалистического Труда. Под сенью его купола творили выдающиеся деятели мирового цирка, театра, кино. Сегодня имя Московского цирка на Цветном бульваре известно во всем мире и ассоциируется у зарубежных зрителей с высокими достижениями российского циркового искусства.
Самые знаменитые артисты выступали на манеже Московского цирка. Анатолий и Владимир Дуровы. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первоклассные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый «хитрец» Кио. Здесь же началась неувядаемая слава Карандаша. На этой арене выступал «солнечный клоун» Олег Попов. Но бесспорно, самым знаменитым клоуном, которого московский цирк подарил свету, стал Юрий Никулин, который в 1983 году принял руководство цирком. С 1996 года цирк носит имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». После кончины Юрия Владимировича в августе 1997 года, генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.

С этого дня в 1941 году в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений. Шпионов, диверсантов, провокаторов и паникёров полагалось расстреливать на месте.
К этому времени панику, возникшую было в связи со слухами об эвакуации Сталина, о сдаче столицы немцам, удалось погасить. Порядок был восстановлен.
Знаменитейший тенор Сергей Лемешев, которому в те дни предлагали вместе с другими артистами Большого театра эвакуироваться, заявил: «А почему я, собственно, должен ехать в Куйбышев, когда Сталин находится в Москве? Нам надо здесь помогать фронту, открывать наш театр, а не стремиться в тыл».

В 1961 году в Берлине произошло очередное обострение ситуации. У контрольно-пропускного пункта на Фридрихштрассе пушка в пушку встали американские и советские танки. Маршал Иван Конев был вынужден вызвать к телефону Никиту Хрущева - прямо из президиума, проходившего в те дни в Москве 22-го съезда партии. «Моторы американских танков уже полчаса работают на повышенных оборотах", - доложил маршал советскому лидеру. Подумав, Хрущев распорядился: "Отведите наши танки на соседнюю улицу, но пусть их моторы работают на таких же повышенных оборотах. Прибавьте шуму и грохоту через радиоусилители..." Конев, из опасения, что мир, быть может, висит на волоске, медлил: "Никита Сергеевич, они ведь могут рвануть вперед!" - "Не думаю, если, конечно, злоба не замутила окончательно их разум", - был ответ. Через некоторое время маршал с явным облегчением доложил в Москву: "Американцы ушли!"

В 1973 году родилось одно из рукотворных чудес света — в этот день королева Великобритании Елизавета II открыла здание Сиднейской оперы, выполненное в форме наполненных ветром парусов и признанное одним из самых красивых на земле.
В конкурсе на его строительство, объявленном в 1954 году, приняли участие 233 специалиста из 32 стран. Победителем стал датчанин Йёрг Утцон. На необычное решение архитектора вдохновили паруса яхт в сиднейском порту, но реализация его замысла потребовала решения сложных технических проблем. И строительство затянулось на десять лет. Внутренние помещения оперы выполнены в стиле, который назвали «готикой космического века». В этом здании висит самый большой в мире театральный занавес и установлен самый большой механический орган мира из 10 500 труб.

В 1632 году родился математик, астроном и архитектор Кристофер Рен. Математика и астрономия были сначала; к архитектуре Рен обратился уже будучи профессором астрономии в Лондоне. Тем не менее Рен успел стать виднейшим представителем английского классицизма, построив одно из самых выдающихся лондонских зданий - собор Святого Павла, крупнейший протестантский храм в мире.

В 1854 году родился французский поэт Артюр Рембо.
Европу вижу я лишь лужей захолустной,
Где отражаются под вечер облака
И над которою стоит ребёнок грустный,
Пуская лодочку, что хрупче мотылька…

Он умер рано - в 37 лет, но из литературы ушел еще раньше. Рембо хотел изменить мир своими стихами, но быстро понял, что это невозможно, и к 20-ти годам, когда некоторые поэты только начинают свой творческий путь, Рембо решил прекратить писать стихи. Он покинул Европу и занялся коммерцией в Африке, но на этой стезе успеха не снискал. Стихи же Рембо продолжает читать весь мир. Он остается одним из величайших стилистов во французской поэзии.
В 1995 году режиссер Агнешка Холланд сняла картину «Полное затмение», где роль Артюра Рембо блестяще сыграл Леонардо Ди Каприо. Несмотря на то, что его герой принадлежал прошлому столетию, Ди Каприо удалось передать его бунтарство юности и обиду на мир. Фильм вызвал противоречивые отклики из-за общей концепции авторов, показавших историю личных трагических взаимоотношений двух великих поэтов Верлена и Рембо, совершенно исключив из нее все, связанное с их искусством. Ди Каприо представляет в фильме эксцентричного юношу, высокомерного и истеричного, которому нравится шокировать общество и который всецело подчиняет себе влюбленного в него Верлена. Но, может, великий Артюр Рембо и был таким?

В 1994 году ушел из жизни выдающийся мастер отечественного и мирового кинематографа Сергей Бондарчук. Вернувшись с войны, он был зачислен на третий курс актерского факультета ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова. В первой режиссерской работе – фильме «Судьба человека» по рассказу Шолохова - добился редкого сочетания реализма и патетики, сыграв роль солдата Андрея Соколова. Четыре серии киноэпопеи «Война и мир» стали уникальным явлением отечественного кинематографа. Бондарчук не просто проиллюстрировал сюжетные линии толстовского шедевра, но дал кинематографическое воплощение философским воззрениям писателя. Мастерство постановщика батальных сцен Бондарчук подтвердил в фильме «Ватерлоо». Образцом эпического жанра стала экранизация романа Шолохова «Они сражались за Родину».

В 1839 году на свет появился выдающийся русский издатель Флорентий Павленков. Он сумел добиться разрешения на издание первого в России собрания сочинений Александра Герцена. А вот за публикацию сочинений Дмитрия Писарева, в то время узника Петропавловской крепости, и речь на его похоронах угодил в 10-летнюю ссылку в Вятку.
Результат подвижнической деятельности Павленкова на стезе просвещения - более 750 наименований книг общим тиражом 3,5 миллиона экземпляров. Немыслимые по тем временам цифры. И среди них - знаменитая серия "Биографическая библиотека, или Жизнь замечательных людей" из двухсот жизнеописаний... Сегодня она возвращается к читателю.

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 14 марта
  • 31 июля
  • 21 августа
  • 12 января
  • 16 декабря
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту