6 октября 1953 года в Москве умерла Вера Мухина, советская художница и скульптор, пятикратный лауреат Сталинской премии, автор символа и памятника эпохи, скульптуры «Рабочий и колхозница».
Биография Мухиной, на первый взгляд, выглядит более чем благополучной. Уроженка Риги, происходящая из богатой купеческой семьи, она получила прекрасное образование, занималась в Москве в мастерской Юона, а в Париже училась у знаменитого Бурделя. Ее становление как художника совпало с приходом новой власти, которую она приняла всей душой, власть же, в свою очередь, отнеслась к ней весьма благосклонно.
Стремление художника к размаху, масштабу и мощи весьма удачно совпало с эстетикой устанавливающейся идеологии. Мухина довольно быстро избавилась от «пережитков кубизма» и модерна, которые не сулили никакой перспективы, и в меру своих возможностей, влилась в стройные ряды соцреалистов. Ее «Освобожденный труд», «Пламя революции», двухметровая «Крестьянка», да и другие работы, оказались и уместны, и доброжелательно приняты. А в 1937 году наступил настоящий триумф: на Парижской всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» 33-метровый головной пилон советского павильона был увенчан созданной по проекту Мухиной 25-метровой скульптурной группой «Рабочий и колхозница», которой восхитился даже Пикассо. Это означало и славу, и признание, и новые возможности. И хотя по возвращении в Москву группа была установлена перед Всесоюзной выставкой на постаменте всего 12 метров («пеньке», по выражению автора), отчего фигуры, по всей вероятности, достаточно динамичные на большом отдалении, превратились в приземистых монстров, угрожающе нависавших над прохожими, культовое значение композиции оставалось неизменным на протяжении полувека.
Однако в официальных биографиях советской эпохи умалчивалось как об аресте Веры Игнатьевны и ее мужа в 1930 году, когда лишь вмешательство приближенных к трону лиц спасло эту пару, так и о том, что знаменитая и именитая Мухина была автором многих нереализованных или измененных до неузнаваемости проектов. Памятник челюскинцам так и не был построен, проект памятника Тарасу Шевченко не приглянулся из-за «националистических» шаровар, а с Чайковским, что перед Московской консерваторией, переделки и доработки тянулись и после смерти скульптора.