3 августа

Категория: Август

3 августаВ 1596 году немецкий астроном Давид Фабрициус открыл новую звезду в созвездии Кита. Он следил за ней со всей тщательностью, как вдруг она… исчезла! Фабрициус обнаружил ее снова только в 1609 году, через 13 лет. Так была открыта и официально зафиксирована первая переменная звезда (звезда, меняющая свой блеск).
Надо сказать, что в промежутке между двумя открытиями эту звезду наблюдал другой немецкий астроном - Иоганн Байер и даже внес ее в свой атлас неба под именем Омикрон Кита. Ныне мы знаем ее под названием Мира Кита, или просто Мира, что в переводе с латыни означает "удивительная".
В древности такие звезды считались ненастоящими и ни в один каталог не вносились. Сейчас в нашей Галактике известно несколько десятков тысяч переменных звезд, причем около десяти тысяч из них открыл один человек - немецкий астроном Куно Хофмейстер.

В 1806 году на Кронштадтском рейде бросил якорь трехмачтовый шлюп «Нева» под командованием капитана-лейтенанта Юрия Лисянского. Пушечные салюты «Невы» и ответные залпы Кронштадтской крепости возвестили завершение первой русской кругосветной экспедиции к берегам Америки, Японии, Китая, Африки - по пути, «не испытанном до того россиянами».
А через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль этой кругосветной экспедиции - шлюп "Надежда" под командованием капитана-лейтенанта Ивана Крузенштерна. Часть пути капитаны прошли по раздельным маршрутам. Исторический вояж длился три года. По окончании плавания была выбита специальная медаль. Ее получили все без исключения участники экспедиции.

В 1945 году сессия Верховного Совета удовлетворила ходатайства трех прибалтийских государств о принятии их в состав СССР и 3 августа в "братскую семью советских народов", как велено было тогда говорить, влилась Литва, двумя днями позже – Латвия, а 6 августа - Эстония.
По договору между Сталиным и Гитлером (так называемый пакт Молотова - Риббентропа), заключенному в августе 40-го, Прибалтика отходила Союзу. Еще за год до этого Москва в ультимативной форме предложила прибалтам заключить с ней договор о взаимопомощи. Советский Союз создал на территории трех стран военные базы и параллельно начал поставлять новым союзникам дешевые нефть и газ. В начале 1940-го опять же под нажимом СССР в правительства Прибалтийских республик ввели просоветски настроенных политиков, которые и попросили принять их страны в состав Союза.
В 30-е годы Прибалтийские государства несколько пренебрежительно называли в Европе лимитрофными, то есть окраинными. Их аннексия произошла бы в любом случае. Литовский посланник в Германии Скирпа в 1939 году вел переговоры с Риббентропом о создании под эгидой фашистов "Великой Литвы" (Литва плюс Белоруссия). По гитлеровскому плану "Ост" 50 процентов прибалтийского населения предполагалось подвергнуть насильственной германизации.

В 1959 году под девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!» открылся 1-й Московский Международный кинофестиваль.
Идея проводить в Москве международный киносмотр родилась еще в 30-е годы, и в 1935-ом была предпринята удачная попытка организации такого кинофорума, но продолжения не последовало. Только во времена «оттепели» началась новая история Московского кинофестиваля. Большого приза тогда был удостоен фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Для страны, которая долгие годы жила за железным занавесом, фестиваль, проводимый в июле каждый нечетный год, стал настоящим окном в мир, прорывом из духовной изоляции. Ну а для кинематографистов это была серьезная творческая школа. Со всей страны в столицу съезжались любители кино. Москву посещали мировые звезды: Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Жан Маре, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Моника Витти, Жан-Луи Трентиньян, Альберто Сорди…
В 1972 году Московский Международный кинофестиваль вошел в группу фестивалей класса «А» наряду с Каннским, Берлинским, Венецианским. Это значило, что отныне в нем могли участвовать фильмы, еще не демонстрировавшиеся на других международных киносмотрах. А с 1999-го года Московский фестиваль стал ежегодным, как и предписывает регламент фестивалей данного класса.

Музыкальная дата. 20 лет назад - 3 августа 1987-го года - увидел свет альбом "Истерия" английской группы «Деф Леппард». «Истерия» стала самым успешным релизом за всю их карьеру и разошлась тиражом более 17 миллионов экземпляров.

В такой же день 1804 года родился первый в истории России министр путей сообщения Павел Петрович Мельников.
В 1825 году Мельников окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения и принялся изучать зарубежный опыт строительства железных дорог, обобщенный в его книге "О железных дорогах". По поручению императора Николая I вместе с генералом Николаем Крафтом он разработал проект железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы. С 1842 года Мельников возглавлял Северную дирекцию по строительству стального пути между двумя столицами, а в 1851 году по новой дороге прошли первые поезда. Затем Мельников руководил массовым железнодорожным строительством, развернувшимся в России в эпоху Александра II. С 1862 года он занимал должность главноуправляющего, а с 1866-го по 1869 год - министра путей сообщения.
У Павла Петровича было немало недоброжелателей, убеждавших императорскую фамилию в том, что железные дороги для России вредны. Мельников терпеливо объяснял преимущества нового вида транспорта. Он был энтузиастом и бессребреником (в отличие от многих работавших с ним подрядчиков). На свои деньги он построил у станции Любань школу и интернат для детей железнодорожников, а также дом престарелых и все свои сбережения завещал на содержание этих учреждений.
Умер Павел Петрович в 1880 году, в день своего 76-летия и был похоронен под алтарем им же построенной церкви, вблизи железнодорожной станции Любань. А 1 августа 2003 года на Комсомольской площади в Москве состоялось торжественное открытие четырехметрового памятника Мельникову – скульптор Салават Щербаков запечатлел первого министра путей сообщения в парадном мундире при всех орденах. Открытие монумента сопровождалось пиротехническим шоу.

В 1890 году родился Константин Степанович Мельников. Он не родственник министра путей сообщения, а всего лишь однофамилец.
Сын крестьянина, Константин Мельников – гордость русской архитектуры. За свою жизнь талантливый зодчий успел создать не много: четыре гаража, пять рабочих клубов и дом в Кривоарбатском переулке в Москве. Когда этот дом был практически готов, Константин Михайлович попросил вырезать дополнительное 39-е окно: через него проникал последний луч заходящего солнца.
Большинство его проектов осталось на бумаге, одна часть построенных сооружений не сохранилась, другая - перестраивалась. Однако сохранившиеся здания стали классикой стиля той эпохи. Проекты Мельникова были не только новаторскими, но и принципиально необычными для своего времени. Они всегда были на гребне нового и сверхоригинального.

В 1946 году родился народный артист России Николай Бурляев, актер, режиссер, генеральный директор киноконцерна «Русский фильм, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой витязь».
В 1968 году Бурляев окончил актёрский факультет театрального училища имени Щукина, в 1975-ом – режиссерский факультет ВГИКа. В 60-х годах играл сначала в театре Моссовета, затем в Ленкоме. В кино начал сниматься рано – уже в 14 лет сыграл главную роль в фильме Андрона Кончаловского «Мальчик и голубь», а в 15 – главную роль в картине Андрея Тарковского «Иваново детство». Далее приглашения посыпались как из рога изобилия. Бурляев снимался в фильмах «Андрей Рублев», «Мальчик и девочка», «Служили два товарища», «Мама вышла замуж», «Игрок», «Иван да Марья», «Несколько дней из жизни Обломова», «Маленькие трагедии», «Отпуск в сентябре», «Проверка на дорогах» - всего и не перечислишь.
В 1984 году он сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского. Фильм был удостоен десятков международных наград, а в Югославии Нетужилин Бурляева был признан лучшей мужской ролью.
В 1987 году Николай Бурляев завершил авторский фильм «Лермонтов», в котором выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Работа длилась 6 лет, в съемках было занято 5 тысяч человек, участвовало 185 актеров. В фильме использованы рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта в чтении самого постановщика. Увы, лента вызвала многочисленные критические отзывы в прессе, режиссера обвинили в «националистическом экстремизме» и «Лермонтов» ни разу не был показан на Центральном телевидении.
«Меня часто спрашивают, кем я себя считаю – актером, режиссером, поэтом? – говорит Николай Бурляев. - В разные годы на этот вопрос я отвечал по-разному. Сейчас скажу так: прежде всего я – руководитель «Золотого Витязя», потом – режиссер, поэзия вообще отошла сегодня на задний план, а вот актер – в последнюю очередь. Мне жаль, что я сейчас не работаю как режиссер. Но как организатор кинофестиваля я делаю все, чтобы мы поднимались, чтобы мы создали киносоюз, куда бы вошли кинематографисты 15 государств. Девиз уже есть: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».

Понравилась тема? Посмотрите эти материалы:
  • 6 августа
  • 22 августа
  • 28 декабря
  • 17 августа
  • 26 декабря
  • История

    Этот день в истории

    Поиск по сайту