Свержение монархии в Китае

«Опиумные» войны и восстание тайпинов вызвали в Китае глубокое потрясение. Стало очевидным, в какой упадок пришло все в государстве. Императорское правительство начало прилагать некоторые усилия, чтобы приспособить страну к новым условиям и противостоять иностранной угрозе. Путь к самоусилению Китая виделся в заимствовании европейской техники и оружия. Но это не спасло цинскую династию. История отсчитывала последние годы ее существования.

Начало модернизации

В 70—80-х гг. в Китае началось создание современной промышленности. За счет государственной казны строились арсеналы, пароходы, механические мастерские и текстильные предприятия. В 1871 г. была проложена первая в Китае железная дорога. Появились предприятия, принадлежавшие частным лицам и иностранным фирмам. На китайском побережье возникали промышленные центры. Крупнейшими стали Шанхай и принадлежавший англичанам остров Гонконг. Однако формировавшаяся национальная буржуазия была очень слаба и одинаково страдала как от произвола чиновников, так и от засилья иностранного капитала. В отличие от императорского правительства в Японии цинское правительство не смогло обеспечить своей стране независимого экономического и политического развития.

Уличная сцена в китайском городе: повар, предсказатель судьбы и парикмахер. Начавшаяся модернизация страны еще не затрагивала образа жизни людей
Уличная сцена в китайском городе: повар, предсказатель судьбы и парикмахер. Начавшаяся модернизация страны еще не затрагивала образа жизни людей

Раздел Китая на сферы влияния иностранными державами

В то время как Япония буквально творила чудеса, Китай отбивался от иностранных держав. В 90-х гг. они перешли в решительное наступление. При этом тон задавала Япония, в которой уже были конституция, парламент, а также фабрики и заводы, современная армия и флот. В 1894 г. она совершила нападение на Китай и нанесла ему сокрушительное поражение.

Началась борьба великих держав за раздел Китая на сферы влияния. Цинскому правительству навязывались неравноправные соглашения, по которым каждая из держав получала особые права и привилегии в том или ином районе Китая. По словам китайского революционера Сунь Ятсена, страну делили как тыкву. Китай, казалось, вот-вот будет окончательно разделен иностранными государствами на части и потеряет свою национальную независимость. В это время в стране произошли события, которые помешали такому исходу.

Реформаторское движение «Сто дней реформ»

Бесцеремонное вмешательство иностранцев вызвало вспышку патриотических чувств среди различных слоев китайского населения. Часть феодальной интеллигенции выступила за укрепление страны путем проведения реформ по японскому образцу. В лидеры реформаторского движения выдвинулся Кан Ювэй, блестящий конфуцианский ученый и сторонник конституционной монархии. Он призвал молодого императора Гуансюя последовать примеру японского императора Муцухито и русского царя Петра I.

Китай под иноземным контролем
Китай под иноземным контролем

Летом 1898 г. сторонники Кан Ювэя были приглашены на высшие государственные посты. Их пребывание у власти было недолгим — всего сто дней. Но за это время они издали указы о поощрении ремесел, наук и сельского хозяйства, о строительстве железных дорог и открытии университета, сокращении чиновников и маньчжурской армии. Власти приступили к созданию вооруженных сил по европейскому образцу.

Императрица Цыси
Императрица Цыси

Политика реформ натолкнулась на решительное сопротивление консерваторов, группировавшихся вокруг императрицы Цыси, тетушки императора. С помощью маньчжурской гвардии они осуществили переворот. Император был арестован и посажен под домашний арест, реформаторы схвачены и казнены, а указы о реформах отменены. Вся власть безраздельно перешла в руки Цыси. Так закончилась провалом попытка спасти цинский Китай «сверху». Почти одновременно была предпринята стихийная попытка спасти страну «снизу».

Восстание ихэтуаней

В 1898 г. в провинции Шаньдун, сфере влияния Германии, вспыхнуло народное восстание против иностранцев. Во главе восставших стояло религиозное общество «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), состоявшее из простых людей. Их объединяла ненависть к Западу и отрицание всего иностранного.

Ихэтуани занимались специальной гимнастикой, которая имела для них тайный магический смысл, отсюда европейское название восставших — «боксеры». Они наивно полагали, что, освоив гимнастические упражнения и заклинания, станут неуязвимы для пуль и снарядов. Вера ихэтуаней в свою неуязвимость была столь велика, что они шли против европейских солдат чуть ли не с голыми руками. Но мистические заклинания не спасали от пуль. Ихэтуани шли и, конечно же, гибли.

Убивая христианских миссионеров и китайцев-христиан, ихэтуани выступали против иностранцев вообще. Это было их глубоким заблуждением. Ненависть ко всему иностранному перерастала в полное отрицание европейской культуры, новейших достижений науки и техники. Ихэтуани разрушали и уничтожали церкви, железные дороги, паровозы, вагоны, телеграфные линии, европейские здания и иностранные товары — все, что олицетворяло европейскую культуру и ее достижения. «Пусть трепещет от страха великая Франция, англичане, американцы, немцы и русские навсегда утихомирятся!» — говорилось в одной из листовок повстанцев.

Большинство китайцев сочувствовало ихэтуаням. Да и власти относились к ним терпимо, даже впустили в Пекин. Только европейцы видели в них просто «разбойников». Под предлогом защиты своих подданных 8 иностранных государств в 1900 г. направили в Китай вооруженные силы. Германский император Вильгельм II, напутствуя своих солдат и офицеров, призвал их вести себя подобно гуннам. Неудивительно, что иностранные армии были настроены воинственно и агрессивно и с неслыханной жестокостью подавили восстание.

Китаю навязали унизительный грабительский договор, по которому цинское правительство обязывалось выплатить державам-интервентам огромную контрибуцию и подавлять любые антииностранные выступления. Тем самым оно еще раз расписалось в полной неспособности отстаивать национальные интересы страны. 

Расправа с ихэтуанями (боксерами)
Расправа с ихэтуанями (боксерами)

Революция 1911 — 1912 годов

На рубеже XIX—XX вв. на общественно-политическую арену в Китае вышла национальная буржуазия. Она была недовольна феодальным произволом и бессилием цинской династии перед угрозой со стороны иностранных держав. Выразителем ее настроений и вдохновителем антиманьчжурского движения стал выдающийся китайский революционер Сунь Ятсен. Его политическая программа решительно отличалась от программы реформаторов. Он оказался от идеи конституционной монархии и выдвинул свои знаменитые «три принципа»: свержение маньчжурского господства, учреждение республики и уравнение прав на землю среди крестьян. В начале столетия Сунь Ятсеном была создана организация «Революционная лига», переименованная в 1912 г. в Национальную партию (Гоминьдан).

Брожение в народе и рост недовольства заставили императрицу Цыси заявить о желании ввести конституцию. Теперь она уже и сама пошла на то, за что недавно казнила реформаторов. Однако в ноябре 1908 г. Цыси умерла. Антиманьчжурские и антииностранные настроения усиливались буквально с каждым днем. В октябре 1911 г. под руководством революционеров на юге Китая произошло восстание в армии. Оно было активно поддержано народными массами, и в течение нескольких месяцев революционеры установили контроль над югом и центром Китая. 1 января 1912 г. восставшие провинции провозгласили республику, временным президентом которой стал Сунь Ятсен.

Свержение монархии

12 февраля 1912 г. в Китае произошло важное историческое событие — был опубликован акт об отречении маньчжурской династии. После 250-летнего правления Цины сошли с исторической сцены. Как гласит китайская пословица: «Они пришли с ревом тигра, чтобы исчезнуть, как хвост змеи».

Новым президентом стал генерал Юань Шикай, не являвшийся сторонником республиканского строя. Он добивался власти ради личного возвышения, мечтал стать китайским императором. Генерал распустил парламент, запретил Национальную партию, что привело к образованию на юге страны правительства во главе с Сунь Ятсеном. Только неожиданная смерть Юань Шикая в 1915 г. помешала восстановить монархический строй.

Страна продолжала оставаться раздробленной. Одно правительство было на юге Китая, другое — в Пекине на севере. Впереди Китай ждали новые кровавые потрясения и гражданские войны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ 

Полвека у власти

Будущая императрица Китая родилась в знатной, но обедневшей маньчжурской семье. В 1853 г. Цыси стала одной из многочисленных жен императора. Ее восхождение к власти началось после того, как она родила бездетному императору сына. Когда император умер в 1861 г. Цыси стала правительницей Китая при малолетнем сыне. Она являлась самым влиятельным человеком в империи на протяжении почти 50 лет.

Современники отмечали ее необыкновенную красоту. По описанию европейцев, она казалась намного моложе своих лет. В семьдесят лет ей давали не больше сорока. Это была умная и решительная женщина. В то же время — коварная и жестокая, корыстная и властолюбивая.

Правительница Цинской империи была уверена, что китайская цивилизация — высшее достижение мирового развития, и поэтому нечего преклоняться перед варварским Западом. Себя она считала самой умной из женщин, когда-либо живших на свете. Любила, когда льстивые сановники называли ее Старым Буддой или Почтенным Буддой. Цыси считала себя наивысшим авторитетом во всех искусствах и науках. Ее любимым занятием было выводить иероглифы, что в Китае всегда считалось большим искусством. Любила роскошь, но была непритязательной в еде. Европейского искусства не знала и имела о нем самые дикие представления. Только на закате жизни Цыси стала интересоваться европейскими новинками, и даже каталась на трехколесном велосипеде. Окруженная льстивыми министрами и придворными, она постоянно жаловалась на одиночество. Незадолго до кончины Цыси сказала своему зятю: «Вот я и состарилась. Правила несколько десятков лет, а никакой пользы стране не принесла».

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.