События 27 июня

27 июня 1754 года
В 1754 году в Петербурге началось строительство Зимнего дворца

В 1754 году в Петербурге началось строительство Зимнего дворца. Уже пятого по счету. Он возводился по проекту Бартоломео Растрелли по инициативе Елизаветы Петровны.

Первый "Зимний дом" был построен для ее отца в 1711 году на берегу Зимней канавки, второй - пятью годами позже - на месте современного Эрмитажного театра. В 1732 году Растрелли начал возводить третий Зимний дворец с фасадами на Неву и Дворцовую площадь. Он же сооружал и четвертый, временный, деревянный, на углу Невского проспекта и Мойки, который потом снесли.

Последний Зимний стоит на месте разобранного третьего. Принимала работу зодчего уже Екатерина Вторая. В новом дворце было 1050 покоев, 117 лестниц, 1886 дверей и 1945 окон. И сегодня ни по масштабам, ни по архитектуре, ни по убранству Зимний дворец не имеет себе равных в Европе.
 

27 июня 1773 года
Суворов Александр Васильевич

В 1773 году Александр Суворов вторично выбил турок из Туртукая. В первый раз он взял крепость месяц назад, однако уже через несколько дней она опять перешла в руки противника. За самовольство - полководец действовал без приказа командующего - Петр Румянцев отдал его под суд. Но - "победителей не судят!" - начертала на рапорте Екатерина Вторая, да еще наградила Суворова Георгием второй степени за храбрость. 

При взрыве турецкой пушки Суворов получил тяжелейшую контузию. Александр Васильевич еще не оправился от нее, когда получил приказ о повторной атаке.

"Он отдавал приказы шепотом, - читаем у Валентина Пикуля, - адъютанты переводили их в крики... Потом, вырвавшись из рук поводырей-гренадеров, Суворов бросился к лодке, казаки налегли на весла - началось! Ребята, только вперед! Сейчас все наше будет. Вера начальника в победу передалась другим. Туртукай был снова взят. И как бы ни интриговали завистники, как бы ни ворчал неулыбчивый Румянцев, вся армия, от барабанщика до генералов, теперь разом ощутила главное - Россия породила нового полководца, в девизе которого начертано: смерть или победа! Суворов, еще не великий, становился значительным..."

27 июня 1941 года
В 1941 году генерал-полковник Франц Гальдер оставил в дневнике запись

27 июня 1941 года, в пятницу, в шестой день войны, начальник Генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Франц Гальдер оставил в дневнике запись: «Русские войска и командование на Украине действуют хорошо и энергично». Всего одна строчка, но за ней стоит очень многое. 

Надо сказать, что Франц Гальдер получил звание генерал-полковника за год до войны, в 1940 году, а начальником Генштаба он был с 38-го года и руководил разработкой всех планов нападения на СССР. Он вёл дневник на протяжении многих лет, и этот дневник опубликован. Пост начальника Генштаба Гальдер занимал до 42-го года, а уволен был с этой должности в связи с неудачами немцев на Восточном фронте и из-за разногласий с Гитлером.

О первом, самом начальном периоде войны, Гальдер, к которому стекалась вся информация о положении на Восточном фронте, писал:

«Противник в приграничной полосе всюду оказывает сопротивление. Следует отметить упорство отдельных русских соединений в бою. Имели место случаи, когда гарнизоны ДОТов (долговременная огневая точка) взрывали себя вместе с ДОТами, не желая сдаваться в плен. Сведения с фронта подтверждают, что русские войска сражаются до последнего человека…»

«В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности, - отмечает далее в дневнике немецкий генерал-полковник. - Упорство в сопротивлении русских заставляет нас вести бои по всем правилам наших боевых уставов. На отдельных участках экипажи танков противника покидают свои машины, но в большинстве запираются в танках и дают себя сжечь с машинами… Противник сражается ожесточённо и фанатически… Отдельные группы противника, продолжая оставаться в нашем тылу, являются для нас настоящим бедствием».

27 июня 1978 года
«Сталкер»

27 июня 1978 года под Таллином Андрей Тарковский приступил к съемкам фильма «Сталкер». Работа должна была начаться еще в начале месяца, но врачи запретили режиссеру приступать к съемкам, обязав его пройти санаторное лечение после перенесенного инфаркта. 

Объект «Зона» снимали на территории маленькой заброшенной электростанции, построенной в начале 50-х годов в 24 километрах от Таллина. Там рядом протекала речка, торчали из земли какие-то железяки и рос густой мох на старом бетоне. Тарковский был буквально заворожен этим ландшафтом. Однако внес в него и свои изменения: по его приказу рабочие перекрасили деревья в темно-серый цвет и повырывали из земли все желтые цветы. Доминирующим цветом должен был стать подавленный зеленый и крупицы белого внутри – и ничего жизнерадостного. Фильтром утемнялось небо, и если где-то зелень была слишком яркой, тогда ее запыляли темной краской. Так Тарковский создавал в кадре ощущение тревоги.