В 2001 году сотрудники Еврейского музея в Нью-Йорке с ужасом обнаружили пропажу эскиза к картине «Над Витебском» Марка Шагала. Картина невелика по размерам - всего 20 на 25 см - таким образом ее легко было вынести под одеждой или в кейсе. Эскиз был оценен в один миллион долларов, а на выставку его прислал коллекционер из России...
В середине июня, после того как расследование по горячим следам не увенчалось успехом, музейщики объявили вознаграждение размером 25 тысяч долларов за информацию о пропаже. После этого в ФБР, которое занималось расследованием, и в музей в Верхнем Истсайде стали поступать послания вполне определенного рода. Одно из них, как писала "Нью-Йорк Пост", отправило агентов ФБР «пасти диких гусей» в далекую Швейцарию. В открытке утверждалось, что картина находится в подвале одного из особняков, ранее принадлежащих Герману Герингу, бывшего любителем, как сейчас называют, «трофейного искусства». Однако усилия ФБР в Европе не дали ничего, кроме выхода на автора послания - служительницу одной из Нью-Йоркских тюрем. Пожалуй, самая неординарная, а потому и интригующая, версия была выдвинута в письме, пришедшем от лица неизвестной доселе группы активистов, называющих себя не иначе как "Международный Комитет за Искусство и Мир". В послании говорилось, что картина не будет возвращена до тех пор, пока не будет установлен мир на Ближнем Востоке.
Между тем сотрудники полиции и ФБР не питали особых надежд на скорое возвращение шедевра. Ведь эскиз "Над Витебском" был лишь одной из двухсот пятидесяти работ Шагала, находящихся в розыске, а всего в списках Art Loss Register (Арт лос Регистер) находятся 355 работ Пикассо, 270 - Миро, 175 - Дали, 125 – Рембранта и 115 - Ренуара, местонахождение которых по сей день неизвестно.
Но семь месяцев спустя картина совершенно случайно обнаружилась в штате Канзас. Служащие почтового отделения города Топека вскрыли невостребованную посылку (адрес получателя отсутствовал) и, увидев на обратной стороне полотна многочисленные отметки музеев, тут же позвонили в ФБР. Когда подлинность картины была подтверждена, она вернулась в Петербург, в Русский музей.