События 26 мая

26 мая 1265 года
Данте Алигьери

В 1265 году человечеству был послан «последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» – Данте Алигьери. 

Родители Данте были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Подросший Данте неосмотрительно включился в распрю между черными и белыми гвельфами, в результате чего был приговорен к смерти и покинул родную Флоренцию. Это изгнание и вдохновило его на создание бессмертной «Божественной комедии». 
 

26 мая 1521 года
Мартин Лютер

В 1521 году Папа Римский осудил высказывание Мартина Лютера, который посмел критиковать церковь.

Католическому монаху, преподававшему богословие в Виттенбергском университете в Саксонии, надоело смотреть, как церковь бесчестным образом зарабатывает деньги, продавая легковерным христианам бумаги за подписью Папы. Владельцу бумаги гарантировалось искупление всех грехов и прямая дорога в рай. А поскольку в рай хотели все, денежки текли к церковникам рекой. Так началась борьба Мартина Лютера с католической церковью.
 

26 мая 1883 года
В 1883 году в Москве был освящен Храм Христа Спасителя

В 1883 году в Москве был освящен Храм Христа Спасителя. Церемонию приурочили к коронации Александра Третьего. В западном крыле храма укрепили мемориальную доску с надписью: "Завещано императором Александром Первым. Заложил император Николай Первый. Довершил император Александр Второй. Освящен при императоре Александре Третьем". В 1931 году - для реализации плана строительства Дворца Советов (или Дома СССР) - Храм Христа Спасителя взорвали. Правда, в результате построили не дворец, а огромный бассейн «Москва». Ныне храм восстановлен.

26 мая 1923 года
«24 часа Ле Мана»

В 1923 году во Франции прошла первая автогонка под названием «24 часа Ле Мана». В путь тронулись 33 автомобиля. С тех пор Ле-Ман обрел всеевропейскую популярность. Итальянские, английские, немецкие и, конечно, французские машины доказывали свою состоятельность на глазах у тысяч зрителей. 

Ле-Ман был задуман корреспондентом журнала La Vie Automobile Шарлем Фару и главой одного из французских автоклубов Жоржом Дюраном. История умалчивает, где именно состоялась их встреча. Зато отлично известно, что за идея пришла в голову Фару и Дюрану. Мысль была до гениальности проста: проводить марафонскую гонку на кольцевой трассе. В путь на автомобиле должны были отправляться гонщик и механик с необходимым набором запчастей и инструмента. Со всеми встречавшимися по ходу дела неприятностями им пришлось бы справляться самостоятельно. 

Овальный трек давал замечательную возможность - от старта до финиша быть на глазах у зрителей! 
Смысл соревнования был не в скорости как таковой. Решающее значение имело время, потраченное экипажем на ремонтные работы. Абсолютно надежных машин просто не было! И главным качеством автомобиля становилась не скорость, а выносливость. В сущности, это были прообразы современных ралли-рейдов. Ведь многодневное путешествие по тогдашним дорогам было столь же экстремальным, как нынешние гонки по африканским пустыням... 

Для новой гонки была выбрана длинная трасса Сартэ во французской глубинке. Достаточно разнообразная, чтобы участникам не пришлось скучать - семнадцать километров подъемов, спусков, прямых, поворотов. Побеждал тот, кто за сутки проезжал большее количество кругов. Конечно, гонщики тоже люди, им надо отдыхать - поэтому была разрешена (но, заметим, на первых порах не сделана обязательной!) смена одного участника другим. Первоначально команды состояли из двух пилотов. Люди попеременно отдыхали, но машина отдыхать не могла - она шла к финишу круглые сутки, днем и ночью. Кроме того, все проблемы с машиной гонщик должен был устранять сам. 

Начиная с середины 20-х годов, в Ле-Мане была принята оригинальная стартовая процедура, ставшая визитной карточкой гонки. Автомобили выстраивались на одной обочине трассы, гонщики - на другой. По сигналу судьи каждый бросался к своей машине, садился в нее, заводил двигатель и трогался с места. Конечно, стартовая неразбериха при этом увеличивалась, но серьезных инцидентов за все время существования такого старта зафиксировано не было. Зато "ле-мановский старт" очень хорошо соответствовал философии гонки. Зрители видели перед собой людей, которые у них на глазах садились в машины и отправлялись на покорение изнурительной дистанции. Традиция пошатнулась, когда в начале семидесятых получили широкое распространение четырехточечные привязные ремни, которые сложно было быстро застегнуть без посторонней помощи.

26 мая 1927 года
Борис Михайлович Кустодиев

В 1927 году скончался выдающийся русский художник Борис Кустодиев - живописец, портретист, иллюстратор, театральный декоратор.

Илья Репин называл его «Богатырем русской живописи». 
Кустодиев считал, что «писать картины можно только тогда, когда есть желание, а главное, когда она сама просится, и не высиживаешь ее и не выдумываешь. Так сильно действует только свободное искусство!». Весь мир воспринимался им как радостный праздник жизни, веселый и неугомонный. 

26 мая 1929 года
В 1929 году в Ленинграде состоялась первая в СССР "народная пешеходная гонка"

26 мая 1929 года в Ленинграде состоялась первая в СССР "народная пешеходная гонка" – массовое состязание в спортивной ходьбе. Маршрут гонки проходил от Нарвских ворот до Чернышевой площади. В соревновании приняли участие 712 человек, успешно дошли до финиша 338. А победителем стал некий Джанумов, прошедший дистанцию за 42 минуты 20 секунд.

Что ж, все мы по большому счету пешеходы. Главное правильно выбирать цель маршрута и обязательно до нее дойти. 

26 мая 1969 года
Анжелика Варум

В 1969 году родилась российская певица Мария Варум, известная широкой публике под псевдонимом Анжелика Варум.

Она выросла в театрально-музыкальной семье, с детства мечтала о карьере драматической актрисы. Ее мать, Татьяна Шаповалова, - театральный режиссер. Отец, Юрий Варум, — известный эстрадный композитор. Он и стал первым продюсером дочери после того, как она потерпела неудачу при поступлении в столичные театральные вузы.

26 мая 1978 года
Тамара Платоновна Карсавина

В 1978 году ушла из жизни Тамара Платоновна Карсавина.

Пожалуй, ни одна балерина не была так любима художниками и поэтами. В 1914 году вышел целый сборник под названием «Букет для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь. Вот, например, что писала Анна Ахматова:
Как песню, слагаешь ты легкий танец - 
О славе он нам сказал, -
На бледных щеках розовеет румянец,
Темней и темней глаза.
И с каждой минутой все больше пленных,
Забывших свое бытие,
И клонится снова в звуках блаженных
Гибкое тело твое.

Настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Их удивительно органичный дуэт с Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Александр Бенуа писал о ней: «Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе».

Тамара Карсавина прожила долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне в возрасте 93 лет.